ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»

Положение Белоруссии и Витебска

Параллельно еврейскому националистическому движению в Белоруссии развивалось белорусское националистическое движение.

Движение за белорусское возрождение

Царизм официально не признавал существование белорусской нации. Во второй половине XIX в. после поражения польского восстания 1863 г., в котором принимали участие белорусы под руководством Кастуся Калиновского, несмотря на политику русификации, зародилось движение за национальное возрождение. Вопреки запрету на использование белорусского языка, крупнейшие этнографы (Ю. Крачковский, Е. Романов, А. Сементовский, П. Шейн) продолжали свои исследования в области белорусской истории, культуры и лингвистики. «Народная воля» пробудила национальное сознание народников, которые в 1880-х годах выпустили два номера подпольного журнала Гоман. Поэты и писатели в своих произведениях обращались к историческому прошлому Белоруссии. Один из участников восстания 1863 г., Франтишек Богушевич, в своих поэмах призывал к сохранению национальной культуры и созданию белорусского государства. В конце XIX в. студенты из Белоруссии принимали участие в деятельности петербургских революционных кружков.

К началу XX в. движение за возрождение приняло откровенно политический характер. В 1902 г. братья Иван и Антон Луцкевичи создали белорусскую революционную партию (Беларуская ревалюцшная грамада)1.

Переименованная в 1903 г. в Белорусскую социалистическую грамаду, она провела первый съезд в Вильно2, на котором акцентировала направление своей деятельности на вопросах возрождения культуры, нацеленной на создание независимой республики с парламентом в Вильно. Члены партии принимали активное участие в движении за национальное возрождение. Русско-японская война и революция 1905 г. вынудили царскую власть пойти на некоторые либеральные уступки: был отменен запрет печатать литературу на белорусском языке. Наша нива стала в это время одной из первых легальных газет, изданных в Вильно, и была в 1906—1915 гг. органом белорусского национального возрождения. Крупнейшие писатели и поэты (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Максим Горецкий, Змитрок Бядуля) сотрудничали с этой газетой, которая сыграла роль рупора и вдохновителя, объединившего активистов, политиков и писателей, защищавших дело белорусской нации.

Война и революция позволили националистам осуществить, хоть и на краткий срок, свою мечту о создании независимого белорусского государства. Результат тем не менее не достиг цели: Белоруссия, избавившись от царского господства, попала под немецкое, затем советское и польское.

Белоруссия во время войны и революции

Первая мировая война превратила Белоруссию в поле битвы. Город Вильно был оккупирован немцами в сентябре 1915 г.3, а Минск оставался под властью русских войск. Линия фронта проходила через Двинск и Пинск, разделив белорусскую территорию на две части, что затрудняло контакты между населением разных регионов. В январе 1916 г. декрет фельдмаршала фон Гинденбурга признал белорусский язык одним из официальных языков оккупированных немцами территорий. Белорусская делегация на международных конференциях в Лозанне и Стокгольме выдвигала вопрос о создании независимой республики4. В марте 1918 г. уже 80% ее земель было занято германскими войсками. Белорусские националисты попытались в этот период оккупации возродить идею Великого княжества Литовского и сконцентрировать свою политическую и культурную деятельность в Вильно. Немцы дали разрешение на издание газеты Гоман.

Надежда на создание независимой Белоруссии зародилась после февральской революции 1917 г. На первом съезде белорусских национальных организаций, состоявшемся в марте, было заявлено о превращении России в федеративное государство и предоставлении Белоруссии автономии в ее составе5. Данное заявление, к сожалению, не было услышано. В ноябре 1917 г. в Минске большевики взяли власть в свои руки и отказались предоставить Белоруссии автономию. В декабре того же года Центральная рада белорусских партий и организаций созвала Всебелорусский съезд, провозгласивший рождение Белорусской Народной Республики (ВНР). 30 декабря большевики распустили съезд, исполнительный комитет которого продолжал свою деятельность в подполье. 21 февраля 1918 г. немцы заняли Минск. Мирный договор между Россией и Германией, подписанный 3 марта, соответственно разделил территорию Белоруссии на сферы влияния. В ответ на это исполнительный комитет опубликовал 9 марта Вторую уставную грамоту, подтверждавшую провозглашение ВНР, он действовал самостоятельно, поскольку Германия обязалась не поддерживать национальное движение. 25 марта Третья грамота установила независимость Белоруссии.

БНР была признана многими государствами (Украина, Финляндия, Польша, Прибалтийские страны), предоставив народу свободу слова, вероисповедания и гражданские права. Осознавая важность решения белорусского вопроса, большевики со своей стороны основали 1 января 1919 г. БССР (Белорусскую Советскую Социалистическую Республику). Месяцем позже ее объединили с Литвой и назвали Литовско-белорусской Советской социалистической республикой (Литбел). В августе 1919 г. польские войска оккупировали Западную Белоруссию, вплоть до Минска. Летом 1920 г. Красная Армия разгромила войска поляков, которые затем перешли в контрнаступление, а в 18 марта 1921 г. оба государства подписали Рижский мирный договор, согласно которому территория Белоруссии была разделена на две части: западная отошла к Польше, а восточная — к БССР, столицей которой стал Минск. Правительство и Совет БНР под руководством Р. Крачевского и В. Ластовского вынуждены были эмигрировать в Литву.

В. Ленину удалось применить свою национальную политику и к БССР, что выразилось в упрочении большевистской власти за счет национального движения. Политика «белорусизации» 1920-х гг. благоприятствовала развитию белорусского языка во всех областях (культурной, административной, политической). Система образования этого периода предполагала наличие школ для каждого национального меньшинства. Следует напомнить, что в 1924 г. соответствующий декрет провозгласил равенство в республике четырех официальных языков: русского, белорусского, идиша и польского6. За этим периодом расцвета национальной культуры последовал период борьбы с так называемой «нацдемовщиной», т.е. белорусской интеллигенцией, стремившейся к возрождению национального языка и культуры.

Витебск в это время находился в стороне от волнений, связанных с национальным возрождением, войнами и революцией.

Положение Витебска

Витебск, самый крупный город на белорусской территории, в котором в 1913 г.7 насчитывалось 109 000 жителей, оказался в стороне от движения за белорусское возрождение, что объясняется целым рядом причин исторического и политического характера.

Расположенный вблизи Смоленской губернии и достаточно далеко от российских столиц, Витебск тем не менее отмечался значительным русским влиянием. В конце XIX в. железная дорога связывала город с Москвой и Санкт-Петербургом. В 1897 г. 55% его населения составляли евреи, 29% — русские и 12% — белорусы. Витебск считался белорусским городом, хотя процент русского населения в нем был более значительным, чем в других городах (25% в Минске, 16% в Могилеве, 22% в Гродно)8. В 1926 г. восточные города Белоруссии заметно отличались от центральных (Минск, Борисов, Могилев) своим «русским» характером: в Витебске, как и в Орше, белорусское население было более многочисленным (примерно 60%), но фактически треть его представляли русские9. Значительный процент русского присутствия в указанных провинциях объясняется тем, что после войны с белополяками (1919—1921) Российская Федерация интегрировала Витебскую, Могилевскую и Смоленскую губернии, возвращенные в БССР только в 1924 г., а также Гомельскую губернию и Речицу, включенные в состав республики в 1926 г. В интересующий нас период (1918—1923) Витебск не входил в состав Белоруссии. Гражданская война и война с белополяками приблизили город к российскому центру и отдалили от белорусских проблем.

Большевики взяли власть в Витебске 9 ноября 1917 г. Согласно Брестскому договору, подписанному в декабре того же года, Западная Белоруссия (районы Вильно, Гродно, Бреста), а также многие другие территории (Украина, Прибалтийские государства, Финляндия) отошли к Германии. Во время Первой мировой войны Витебск находился в зоне линии фронта, контролируемой русской армией: город не был занят немцами, в то время как практически все белорусские города находились в оккупации до конца 1918 г. В то же время здесь было много военных гарнизонов и военный госпиталь. Гражданская война началась в 1918 г., а в начале 1919 г. белополяки напали на Белоруссию, но так и не дошли ни до Витебска, ни до Могилева. Витебск, таким образом, не был занят иностранными войсками ни во время Первой мировой войны, ни в период интервенции.

Отрезанный от Белоруссии линией фронта, а затем русско-белорусской границей (1917—1924), город не стал центром движения за белорусское возрождение и не числился среди трех городов, где газеты выходили на белорусском языке, а два из них стали центрами национального движения (Минск, Вильно)10. Поэтому благодаря относительному затишью после революции 1905 г. и сравнительно благоприятной ситуации, сложившейся в период указанных войн, культурная и художественная жизнь в Витебске довольно бурно развивалась. Евреи, выступавшие в авангарде городской интеллигенции начиная с конца XIX в., возглавили это движение.

Во время войны Витебск приютил большое количество евреев, изгнанных из прифронтовых районов; им была оказана благотворительная помощь11. Аркадий Зельтцер утверждал, что в политической жизни города с1917 по 1918 г. участвовали в основном еврейские партии. Речь идет об активной деятельности Бунда, а также многочисленных общественных объединений в период двух десятилетий XX в. Наиболее крупными были филантропические общества, которые оказывали помощь больным, сиротам, старикам и беднякам. Некоторые из них предлагали финансовую поддержку еврейским учителям (меламед) или прививали правила гигиены населению. Истинный расцвет обрели различного рода культурные организации: Еврейское литературно-музыкальное общество (1912), Общество любителей древнееврейского языка (1908 и 1913)12. В феврале 1909 г. было создано витебское отделение Общества для распространения просвещения между евреями России, которое провозгласило своей задачей открытие школ и библиотек, а также организацию лекций и выставок, пропагандирующих национальную культуру13. В декабре 1914 г. Общество любителей древнееврейского языка предлагало программы литературных диспутов, обучения ивриту, создания библиотек, музеев и спектаклей на иврите14. Подобные общественные организации, способствовавшие развитию национальной культуры, образования и литературы, работали не только в Витебске, но и в других городах, где большинство населения было еврейским. Архивные документы свидетельствуют о жизненной активности витебских евреев, которые смогли воспользоваться законом 1906 г., разрешившим создавать общественные организации15.

Город, таким образом, был по духу близок российским столицам, не пострадал от военных действий и, руководимый еврейской интеллигенцией, принял в свои пределы (1918—1923) крупнейших художников авангарда.

Расцвет искусства в Белоруссии

В белорусских губерниях, как и во многих других провинциях российской империи на рубеже веков, наблюдался бурный расцвет искусства. Открывались школы рисования (Попова — в Минске в 1899, Кругера — в 1903, Пархоменко — в Могилеве). В 1898 г. в Минске было создано Общество любителей изящных искусств, которое занималось организацией лекций по художественной и политической тематике, выставок, выпускало театральные спектакли16. Под эгидой Общества были проведены первые филантропические экспозиции: выставка 1891 г. в Минске намеревалась на собранные средства открыть художественную школу, а Витебская 1899 г. — оказать помощь детям из бедных семей. Выставка передвижников 1899 г. позволила минчанам познакомиться с русскими художниками-реалистами. Многочисленные местные экспозиции народного искусства представляли произведения керамики, ткачества и деревянной скульптуры. Кроме того, в Минске периодически выставлялись работы русских, литовских, украинских и белорусских художников (1902, 1904, 1907, 1908). Первая по-настоящему крупная выставка в городе состоялась только в 1911 г., она получила название Огнишко по имени дома, где проходила, места собраний одного из польских культурных обществ. В ней приняли участие многие минские и белорусские художники (Я. Кругер, Л. Альперович, Ф. Рущиц), а также литовские и украинские17. Выставки профессиональных живописцев были организованы также в 1912 и 1916 гг.

Революция не только коренным образом изменила жизнь евреев и Белоруссии, но и внесла свои радикальные изменения в развитие искусства начала века.

Примечания

1. Symaniec V., Goujon A. Parlons biélorussien, langue et culture. Paris, 1997. P. 28.

2. Беларуская энцыклапедыя Т. 1. С. 176.

3. Там же. С. 195.

4. Zaprudnik J. Belarus: at a crossroads in History. Oxford, 1993. P. 237.

5. Idem. P. 67.

6. Idem. P. 67.

7. Chronologie illustrée. Op. cit. P. 139.

8. Атлас. Этнаграфія, дэмаграфія, дыяспара, канфесіі. Беларусы. Мінск, 1966. С. 4.

9. Там же. С. 5.

10. Конан У Праблемы рускай культуры і Беларуси на матерыялах перыядычнага друку канца XIX — пачатку XX с. // Белорусско-русское культурное взаимодействие конца XIX — начала XX в. Витебск, 1995. С. 7.

11. Marc Chagall, les années russes. Op. cit. P. 136.

12. НИАБ. Ф. 2649, оп. 1, д. 202. С. 1.

13. НИАБ. Ф. 2649, оп. 1, д. 268. С. 2—5.

14. НИАБ. Ф. 2649, оп. 1, д. 494. С. 6—15.

15. Функ Ю.В. Евреи Беларуси в конце XIX — начале XX в. Минск, 1998. С. 84.

16. Кацер М.С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Очерки. Минск: «Наука и техника», 1969. С. 181.

17. Каталог художественной выставки в Минске в помещении польского общ. собрания Огниско. Минск, 1911. С. 12.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  ??????.??????? Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2019 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.